Пропустить навигацию.
Главная

Биолог

Профессиограмма «Биолог»

Наименование профессии - биолог

Доминирующий способ мышления адаптация - адаптация — координация
Область базовых знаний № 1 и их уровень - естественные науки (биология, химия, физика), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний № 2 и их уровень - естественные науки (биология, химия, физика), уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область - биология
Межличностное взаимодействие - частое по типу «рядом»
Доминирующий интерес - исследовательский
Дополнительный интерес - реалистический
Условия работы - в помещении, мобильный.

Доминирующие виды деятельности:

♦ исследование общих свойств и закономерностей развития живых организмов;
♦ изучение вопросов систематизации живых существ;
♦ изучение видового многообразия растений, их строения, особенностей жизнедеятельности, закономерностей индивидуального и исторического развития, распространения этих растений, взаимо¬отношения их со средой обитания (ботаники);
♦ изучение особенностей анатомии и физиологии различных животных, закономерностей их развития, особенностей поведения, многообразия видов и типов (зоологи);
♦ исследование закономерностей размножения и распространения болезнетворных бактерий и вирусов, а также паразитических
организмов и выявление на основе этого способов успешной борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями человека и жи¬вотных (вирусологи, микробиологи);
♦ изучение строения человека и особенностей его жизнедеятельности, аномалий развития отдельных органов и организма в целом (анатомы и физиологи);
♦ изучение формы размножения живых организмов, особенностей размножения и развития у разных классов и видов;
♦ изучение основ наследственности и изменчивости, закономерностей наследования и изменения признаков в ряду поколений организмов, исследование структуры и функции генов (генетики);
♦ выведение более продуктивных сортов растений и пород животных с использованием знания генетики и селекции;
♦ разработка комплекса мероприятий по охране и увеличению численности животных, улучшению их продуктивных свойств;
♦ рассмотрение проблем совершенствования агротехники и зоотехники;
♦ изучение физических и физико-химических явлений в живых организмах, влияния различных физических факторов на живые системы (биофизики);
♦ проведение биохимических исследований, позволяющих полнее использовать получаемые вещества растительного и животного происхождения, а также их лабораторного и промышленного синтеза (биохимики);
♦ подготовка и постановка биологических исследований (техническая работа);
♦ работа в лабораторных исследованиях с биологическим материалом на клеточном и внутриклеточном уровнях (пробы, анализы);
♦ проведение различных исследований с целью улучшения условий в области сельского хозяйства, лесного и промышленного хозяйства;
♦ рассмотрение и решение вопросов охраны природы и приумножения ее богатств.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

СПОСОБНОСТИ:

♦ высокий уровень развития зрительного восприятия цвета;
♦ хорошее развитие концентрации внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном объекте, предмете, не отвлекаясь на другие);
♦ развитие образной зрительной памяти;
♦ способность быстро принимать важные решения;
♦ творческое мышление;
♦ богатое воображение;
♦ способность подмечать незна¬чительные изменения в окружающей обстановке;
♦ аналитические способности.

Личностные качества, интересы и склонности:

♦ любознательность;
♦ аккуратность;
♦ терпеливость;
♦ интерес к живым организмам;
♦ наблюдательность, созерцатель;
♦ склонность к лабораторной работе.
♦ скрупулезность в работе;

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

♦ отсутствие интереса к природе;
♦ низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (неспособность длительное время удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь и не ослабляя внимания);
♦ склонность к подвижным видам деятельности;
♦ плохое развитие ручной моторики;
♦ стремление к активному взаимодействию с другими людьми.

Области применения профессиональных знаний:

♦ лаборатории при научно-исследовательских институтах;
♦ природоохранные организации;
♦ экологические организации;
♦ ботанические и зоологические сады, заповедники;
♦ отрасли сельского хозяйства;
♦ сфера образования (вузы, колледжи, школы).


История профессии

Биология (от греч: bios — жизнь и logos — наука) изучает жизнь во всех ее проявлениях, различные уровни ее организации. Сам термин «биология» был предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом не¬зависимо друг от друга. Современная биология уходит корнями в древ¬ность и берет начало в странах Средиземноморья (Древний Египет, Древняя Греция). Крупнейшим биологом древности был Аристотель. В средние века накопление биологических знаний диктовалось в основ¬ном интересами медицины. Труды ученых древности, продолженные в эпоху Возрождения, положили начало ботанике и зоологии, а также анатомии и физиологии человека (здесь известны труды Везалия, Галена и т.д.). В XIX веке резко возросло число изучаемых биологами объектов, поэтому ботаника, зоология тоже стали дробиться на разделы, которые впоследствии сформировались в самостоятельные отрасли биологии (эмбриология, гистология, микробиология и т.д.).
В настоящее время работа биологов приобретает огромное прак¬тическое значение для медицины, сельского хозяйства, промышлен¬ности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы. Ведется много интересных и новых исследований, особенно в таких областях, как биотехнология, генная инженерия. Эти перспективные направления позволяют:
♦ в лабораторных условиях конструировать генетические системы заранее заданного состава и строения;
♦ на их основе получать разнообразные лекарственные препараты;
♦ исправлять некоторые генетические дефекты у человека;
создавать организмы с новыми, в том числе и не встречающимися в природе, комбинациями наследственных признаков и свойств.


Профессию биолога можно получить в высших учебных заведениях.

1. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
117234, Москва, Ленинские горы. Тел. 939-13-89.
2. Московский государственный педагогический университет. 119435,
Москва, ул. М. Пироговская, 1. Тел. 932-47-53^ 246-60-11.
3. Московский городской педагогический университет, Москва,
проезд 2-й Сельскохозяйственный, 4. Тел. 181-77-21, 181-66-05.
4. Московская ветеринарная академия. 109472, Москва,
ул. Академика К. И. Скрябина, 23. Тел. 377-49-39, 377-92-87.
5. Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева.
127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49. Тел. 976-21-50, 976-04-80.

Уважаемые посетители сайта «Норильский профиль»! С информацией и различными материалами по профориентации, размещенными на сайтах образовательных учреждений города Норильска, а также на отдельных сайтах профориентаторов школ, Вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ.